Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 44 г. Борисова"
телефон: 80177732857; 80177732251
email: sad44@rooborisov.by
222518, г. Борисов, ул. Пушкина, д. 146

Методические рекомендации по организации образовательного процесса с воспитанниками

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

   -регламентированной;

  -совместной педагога с детьми;

  -самостоятельной деятельности детей.

3. Соблюдайте принцип использования различных методов, приемов работы, особое внимание уделять:

-в регламентированной деятельности – беседе, художественному слову, поощрению, проигрыванию проблемных ситуаций, разъяснению;

-в совместной деятельности педагога с детьми – собственному примеру для подражания, решению  проблемных ситуаций, сочинению сказок- перевертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм – драматизациям;

-в самостоятельной деятельности детей – играм парами, ролевым играм, играм-драматизациям.

4. Помните, что работа, проводимая в учреждении дошкольного образования по формированию культуры речевого общения старших дошкольников с окружающими результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо активно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:

-индивидуальные беседы;

-консультации;

-круглый стол;

-родительские собрания;

-анкетирование;

-приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольников к усвоению предлагаемого материала.

6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

-обращайтесь по имени;

-занимайте позицию на уровне глаз ребенка;

-используйте тактильное прикосновение.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка.

8. Следите за собственной речью. Помните, что она – отражение  вашей личности.

-Исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывая у них дискомфорт.

-Учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную  целесообразность речи педагога.

-Обратите внимание на использование в своей речи разнообразных речевых  этикетных формул и стереотипов.

-Обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные  интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат.

-Постарайтесь избавиться от слов – «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.)

-Постарайтесь трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.

9. Помните, что ребенок дошкольного возраста является существом невербальным, поэтому вся информация лучше усваивается им не через слова, а через отношения, Старайтесь использовать неречевой прием взаимодействия с детьми, как  «демонстрацию расположенности к нему»: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с детьми, стремитесь понять их настроение.

11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними.

12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы как собственную речь, как пример  для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.

13. Умейте анализировать процесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

Одним из основных принципов работы дошкольного учреждения на современном этапе развития нашего общества  является гуманизация педагогического процесса. Ее основной смысл – поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка, удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развитие его способностей, творчества, воображения, обеспечение его эмоционального благополучия.

Важный путь в гуманизации педагогического процесса – усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитие художественно-творческих способностей всех детей, воспитывающихся в дошкольном учреждении. А одно из условий – приоритетное внимание к специфическим видам деятельности, в том числе изобразительной.

Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок - здоровым и успешным.

Эстетическое развитие ребенка, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности.

Специфика обучения рисования, лепки как художественных сфер детской деятельности в том, что в их основе лежит не количественное наращивание суммы знаний и умений, навыков, а развитие способности изображать то, что для ребенка интересно или эмоционально значимо (воспитание личностного способа отношения к миру, другим людям, самому себе).

Значение же лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

Лепка – один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности.

«…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Техника лепки – самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и:

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможность создания объемных поделок;

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат.

Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. 

Основные  задачи:

1.Развитие эстетического восприятия и художественно-образного мышления ребенка.

2.Освоение дошкольниками разнообразных пластических материалов, традиционных и нетрадиционных техник.

3.Повышение эмоциональной выразительности и разнообразия создаваемых детьми художественных образов; создание оригинальных, неповторимых образов и способов действия.

4.Формирование способностей детей чувствовать и объяснять выразительность образа, давать художественную оценку создаваемого и законченного образа.

5.Учить детей отбору выразительных средств, которые наиболее полно удовлетворяют их потребности.

Лепкой можно заниматься в дошкольном учреждении  на специально  организованных занятиях, в утреннее время, вечерние часы, на прогулках  и  в  семье.

I половина дня

Индивидуальные и подгрупповая деятельность (отрабатывание приемов лепки из теста, пластилина).

Прогулка

(Обучение и закрепление умений и навыков лепки из песка, пластилина - летом и снега – зимой).

Продуктивная деятельность (лепка)

Подгрупповые и фронтальные (закрепление умений и навыков лепки из глины, теста, пластилина).

II половина дня

Индивидуальные и подгрупповая деятельность (отрабатывание приемов лепки из теста, пластилина).

В семье

(закрепление умений и навыков лепки из разных пластических материалов).

Дети очень любят лепить и они должны быть совершенно свободны в том, что они захотели лепить или просто поиграть, поэкспериментировать с тем или иным материалом. Задачей же воспитателя является пробуждение творческих сил ребенка, предоставление ему «пищи» для творчества в разнообразных видах художественной деятельности.

Уже в младшем дошкольном возрасте пробуждение интереса к лепке может быть осуществлено через подражание ребенка деятельности взрослого. На глазах у детей в руках воспитателя рождаются разные фигурки, что стимулирует их на собственную деятельность. А в старшем возрасте воспитатель лепит вместе с детьми, демонстрируя способы обращения с материалом.

Материалами для лепки детей дошкольного возраста могут быть любые пластичные тела: глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок.

ГЛИНА

Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску.

Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый.

Хранят глину в полиэтиленовых пакетах, чтобы не проходил воздух; время от времени глину обрызгивают водой.

Перед занятием воспитатель скатывает из глины комки нужной величины и прикрывает влажной тряпкой. Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом.

С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается.

ПЛАСТИЛИН

Услышав слово «пластилин», сразу же представляем, что предстоит лепить. Дети очень любят лепить из пластилина - это красочный, яркий пластичный материал для лепки.

Чтобы пластилин к началу работы был достаточно мягок, то его следует ненадолго положить в теплое место. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий), для детей постарше - пластилин любой другой серии.

Приёмы лепки из пластилина очень разнообразны, но работать с ним надо осторожно, так как пластилин оставляет жирные пятна.

Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета.

Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков.

ТЕСТО

Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени.

Рецепт теста:

Смешать 2части муки с 1частью мелкой соли и добавить немного воды. Хорошо вымесить. Тесто должно быть очень тугим.

На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.

Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается.

Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.

СНЕГ

Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие.

Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Сначала с помощью воспитателя, а затем самостоятельно дети создают на участке снежные ансамбли с лепными животными, фигурами людей, строят горки, крепость.

Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.

Снег можно заготавливать в любую погоду, складывая его в определённое место и прихлопывать, а во влажную погоду гора снега готова для творения.

И пусть живут изделия из снега недолго, но даже за короткое время они радуют всех своей необычной красотой.

ПЕСОК

Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком.

Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ве-дёрками, лопатками.

Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.

Дети с большим удовольствием лепят из песка и обыгрывают свои постройки, будь то дорога для машины или торт для кукол. И не так уж важно, что может быть испачкана одежда, ведь это вполне устранимо, а вот полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанного стоят неизмеримо дороже.

Всем родителям приятно, когда их ребёнок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немножко кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал.

Не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом для ребёнка будет лепка из различных материалов, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить своё мастерство.

Способы лепки для изображения объемной формы:

- Конструктивный способ:

Лепить можно из отдельных кусочков материала, соединяя их в единое целое. Разделить материал на нужное количество частей. Продумать последовательность работы. Начинать с самых крупных деталей, присоединяя к ним более мелкие.

- Пластический или скульптурный:

Лепка из целого куска, постепенно изменяя его – вытягивая, оттягивая, загибая, вдавливая необходимые части. 

- Комбинированный способ

Это способ, объединяющий лепку из отдельных частей и целого куска, т.е. «скульптурный + конструктивный».

Также в работе с детьми дошкольного возраста можно лепить не скульптуры, а картины. Для этого необходимо подготовить основу (картонную, деревянную или керамическую), покрыть ее тонким слоем пластилина, процарапать на ней задуманный рисунок или сделать эскиз на бумаге. А затем можно лепить детали по порядку и прикреплять их – придавливать, примазывать, разглаживать.

БАРЕЛЬЕФ – лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы); 

ГОРЕЛЬЕФ  – это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:

- отщипывание

- раскатывание

- сплющивание

- вдавливание

- оттягивание

- прищипывание

- примазывание

- прижатие

- сглаживание

- налепы

- процарапывание.

Виды лепки:

- предметная лепка

- сюжетная

- декоративная

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является – обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, устано-вить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов.

Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке:

- научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;

- учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;

- использовать различные приёмы лепки.

Декоративная лепка - это создание детьми посуды, декоративных пластин, различных фигурок на тему народных игрушек, выполнение небольших украшений (бусы, броши).

Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребёнку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки. Эта работа учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, красивому декоративному заполнению пространства. Элементы узоров можно наносить стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника, использовать винты разной формы.

Для успешного овладения навыками декоративной лепки в детском саду используют предметы декоративно – прикладного искусства, художественные изделия народных умельцев. Детей увлекает простота формы, содержание игрушек, яркость оформления, ощущение гладкой, приятной для руки поверхности.

Художественно – творческая деятельность проявляется не только в конечных продуктах детского творчества, но и в высказываниях детей в момент рождения замысла. Часто именно этот разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным отправным толчком, рождающий художественный образ в детском творчестве.

Большое значение для формирования умений и навыков детей в лепке имеет осязание детьми предметов скульптурного искусства. Дети узнают, что такое скульптура, для чего она нужна, кто такой «скульптор». Различают по внешнему виду, из какого материала сделана скульптура, знают виды скульптуры.

Произведения скульптуры обычно передают образы в действии. Наиболее доступно для детей восприятие ясно выраженного действия, поэтому при ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц.

В детском саду дети знакомятся со скульптурой малых форм. Важно иметь набор скульптур изображающих животных, птиц. Некоторые игрушки можно назвать скульптурными, это: цветные фарфоровые игрушки, работы богородских мастеров (фигурки людей, животных).

Формы и методы, используемые при ознакомлении дошкольников со скульптурой

1. Экскурсии по улицам города, в музеи или выставки для просмотра заранее отобранного материала, доступного для детского восприятия.

2. Рассматривание скульптур малых форм, фотографий. Рассматривание сопровождается вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом воспитателя, чтением стихов и отрывков из произведений.

3. Просмотр видеофильмов о городах Беларуси и мира на тему «Статуи и памятники».

4. Выставки художественных произведений по какому-либо виду изобразительного искусства: скульптура, декоративно – прикладное искусство.

5. Самостоятельное рассматривание детьми произведений искусства в детском саду и вне его. Обсуждение в группе увиденного.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

ОРГАНИЗАЦИИ  ПОДВИЖНЫХ  ИГР  В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

         В  дошкольном  возрасте  у  детей  потребность  в  движении  удовлетворяется   наилучшим  образом  в  подвижных  играх,  в  которых  ребенок  должен  ходить,  бегать,  прыгать, перелезать, бросать  и  ловить,  убегать,  прятаться  или  искать.  Большинство   движений  сопровождается  химическими  процессами,  активизирующими дыхание,  кровообращение  и  обмен  веществ  в  организме,  что  в значительной  мере  способствует  развитию  мышц,  костей,  соединительных  тканей,  повышает  подвижность  суставов,  особенно  позвоночника.  Кроме  активации  физиологических  процессов,  сопровождающих  движения,  для  подвижной  игры  характерны  особые  явления,  свойственные  только  ей, - растущее  напряжение,  радость,  сильные  переживания  и неизменный  азарт,  интерес  к  успеху.   Подвижная  игра  с правилами    имеет  четко  определенные  границы  и  результат.  Основными  ее  характеристиками  выступают  состязательные  отношения  между  участниками,  наличие  реального  результата – выигрыша,  обозначающего  окончание  деятельности,  повторяемость  неизменных  по  форме  конов  (что   дает  возможность  проигравшему  отыграть  в  следующем  коне). 

     Подвижные  игры  с правилами,  как   и занятия  физкультурой,  вырабатывают  у  детей  сосредоточенность  внимания  при   запоминании  движений,  точность   движений  и  ориентировки  в  окружающей  обстановке,  ловкость  и  скорость,  умение   выполнять  движения  в одном  темпе  с коллективом,  волевые  качества:   выдержку,  смелость,  умение преодолеть  трудности,  не уклоняться  от  правил,  переживать   поражение  и победу,  выслушивать  замечания  и  корректировать  свои  движения.   Все  это  дает  основание  ребенку  сопоставлять  свои  действия  с действиями  сверстников,  в  результате  чего  создаются  условия,  способствующие  становлению  начальных  форм  самооценки  и  самоконтроля,  что  имеет  огромное  значение  и  для  учебной  деятельности  (  будущей  и  настоящей),  и  для  полноценной жизни  в коллективе.

Учет  возрастных  и индивидуальных  особенностей  детей

       С  детьми  младшего  дошкольного  возраста  по  окончании  игры  оценивается,  как  она  проходила,  как  дети  выполняли  правила,  как  относились  друг  к  другу.  В  старших  группах  постепенно  вводятся  элементы  соревнования,  сравниваются  силы  команд,  а потом  и отдельных  игроков.  

       В   подвижных  играх  успешность  и  активность  детей  зависят  не  только  от   уровня  физического  развития,  но и  от  самооценки.  Дети  со  средним  уровнем  физического  развития,  но  с высокой  самооценкой  чувствуют  себя  увереннее,  смелее,  не  боятся  брать  на  себя  роль  ведущего  и  уверены  в том,  что  своими  силами  смогут  справиться  с заданием, активнее  проявляют  свои  интересы,  ставят  перед  собой   более  высокие  цели,  чем  те,  кто  при  прочих  равных  возможностях занижает  самооценку.  Поэтому  при  подборе  участников  подвижной  игры,  формировании  команд  воспитатель  должен  понимать,  что  результат  игры  и  ее  педагогическое  влияние  на формирование  самооценки  детей  зависят  от  состава  участников.  Подобного  рода  взаимодействие  должно  учитывать  не  только  уровень  самооценки  и  физического  развития,  но  и  степень  самостоятельности  инициативы и  исполнительности  участников  игры.   Также должны  учитываться  гендерная  принадлежность  детей  и  характер  межличностных  отношений.

      В  каждой  группе  детского  сада,  по  крайней  мере,  три  типа  детей,  которые  по  разному  себя  ведут  во  время  любой  деятельности,  в  том  числе  игровой,  и  соответственно  требуют  разного  подхода.  

      Дети  первого  типа   очень  активны,  подвижны,  склонны  к  сильному  возбуждению. Они  охотно  принимают  любую  новую  игру  и  с  энтузиазмом  включаются  в нее.  Обычно  они  быстро  схватывают  суть  игры  и стремятся  взять  на себя  активнее  роли.  Но  часто  эти  воспитанники не  обращают  внимания  на  других  и  заняты  демонстрацией собственных   возможностей.  Для  таких  детей  наиболее  трудно  оказываются правила,  сдерживающие  их  спонтанную  активность:  дожидаться  своей  очереди,  не  двигаться  до  определенного  сигнала,  уступать  главную  роль  или  привлекательный  предмет  другим,  выполнять  игровые  действия  точно,  быстро,  но  аккуратно.  Вместе  с  тем  выполнение  именно  этих  правил  особенно  полезно  для  них.

    С   детьми  этой  группы  можно  организовать   игры,  где  необходимо  выполнить  достаточно  сложные  для  дошкольника  действия,  либо  проявить  максимум  ловкости,  либо  совершать  простые   действия,  но результат  игры  будет  зависеть  не  от  скорости,  а  от  точности  и  аккуратности  действий.  При  проведении  игр  необходимо  постараться  показать  детям  важность  соблюдения  правил  и  сделать  так,  чтобы  они  получили  удовлетворение  от  их  выполнения.

Беседа  с детьми  о  восприятии  победы  и  поражения

  В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. В игре, с одной стороны, ребнок живёт (быть как все), а с другой- «быть лучше, чем все». Стремление быть «как все» в определенной степени стимулирует развитие ребёнка и подтягивает его до общего среднего уровня. Потребность в признании «быть лучше, чем все» проявляется в желании выиграть.

  И сход из того, что дети сильно стремятся выиграть, победить, но столкнувшись с трудностями и неудачами они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха,  целесообразно провести с ними несколько бесед на тему : «Сегодня – побежденный , завтра – победитель». В процессе беседы необходимо провести детей к выводу «Не возможно победить, не рискуя проиграть». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые не сразу прославились, а прежде испытывали горечь разочарования.

Создание условий для переживания радости

   Стремление «быть лучше, чем все» создаёт мотивы достижения успеха, является одним из условий развития воли и формирования рефлексии, т.е. способности осознавать свои достоинства и недостатки. Следовательно, у детей необходимо повышать уровень притязаний, иногда прибегая к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый ребёнок может выиграть. Далее необходимо поддерживать стремление « быть лучше всех»,так как это позволит ребёнку обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и общении.

  Скорость развитии чувства уверенности в себе и повышения самооценки зависит от того, каких результатов добивается ребёнок в игре, насколько часто преследуют неудачи и как они оцениваются сверстниками и взрослыми. Если успехи в игре встречаются чаще, чем неудачи, присутствует личная неудовлетворённость собой, гордость за себя, появляется потребность добиваться успехов в ситуации соревнования с другими детьми в более сложных играх и вообще в других видах деятельности. Если, напротив, неудачи в подвижных играх встречаются чаще, чем успехи, у ребёнка пропадает уверенность в собственных силах, снижается уровень притязаний, поведением руководит стремление в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно, там, где результат деятельности оценивается другими людьми.

Соблюдение детьми правил игры

  Подвижные игры всегда содержат правила, что придаёт игре объективный  характер: правилам подчиняются все участники игры и наиболее ценна победа игрока, честно их соблюдавшего.

  Чтобы помочь каждому занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность робких детей, вызвать желание выполнять не только второстепенную, но и главную роль в игре, полезно ввести правила поведения:

·        каждый ребёнок имеет право участвовать в игре;

·        желающие играть должны сообща договориться в какую игру будут играть;

·        ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;

·        при обсуждении кандидатур надо объяснить, почему одного ребёнка выбирают, а другого отстраняют;

·        дети должны самостоятельно решать спорные вопросы, организованно заканчивать игру;

·        если кому – то из детей не хочется больше играть, он должен сказать товарищам по игре и ведущему о причине ухода;

·        все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей, проявлять требовательность к нарушителям правил в игре;

·        как ведущий , так и участник игры имеют право давать советы, улучшать условия, расширять её содержание и правила с общего согласия товарищей по игре.

Оценивания вместе со взрослыми действия сверстников и отмечая их ошибки, ребёнок лучше усваивает правила, а потом осознаёт свои собственные просчёты. Соблюдение правил приносит новый социальный опыт, постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что вырабатывает произвольность поведения. Играя по-честному , т.е. по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.  

Педагогически грамотное распределение ролей.

  Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, т.е. командные роли. Игровая практика детей накопила не мало таких демократических примеров разделения ролей, как жеребьёвка, считалки, очерёдность выполнения роли в игре, бросание кубика с цифрами и т.п.

  При распределении командных ролей, педагогу следует исходить из того, что роль должна помогать не авторитетным детям укрепить авторитет; не активным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными. Детям чем – то сея скомпрометировавшим , - вернуть потерянный авторитет; новичкам и сторонящимся детского коллектива – проявить себя, сдружиться со всеми.

  Педагогу необходимо следить за тем, чтобы в игре не появлялось зазнайства, не проявлялось превышение власти командных ролей над второстепенными, чтобы у роли было действие: иначе ребёнок выйдет из игры, если ему нечего делать. Нельзя использовать в игре отрицательные роли.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОСНАЩЕНИЮ УГОЛКА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ГРУППАХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Реализация учебной программы дошкольного образования определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир». В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателямиразрабатываются методические и дидактические материалы, создаются в группах уголки пожарной безопасности, комнаты по ОБЖ.

Уголок пожарной безопасности – специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка пожарной безопасности:

- педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

- психическая и физическая безопасность игровых материалов;

- оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);

- учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

- целесообразность и удобство размещения;

- эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка [3; с.132-134].

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель – огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей (в частности сюжетно-ролевой игры «Спасатели») [3; с. 189-192].

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом «Рукотворный мир», по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства [3; с. 277-282].

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты.

Использованные источники:

1. Виноградова, Н. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст] / Н. Ф. Виноградова. – М. : Академия, 2008. — 152 с.

2. Гаткин, Е. Я. Безопасность ребенка [Текст] / Е. Я. Гаткин. – М.: Лист, 2007. — 173 с.

3. Учебная программа дошкольного образования. – Минск : Нац. инст. образования, 2012. – 433 с.

 

УЧИТЕ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В ШАШКИ

Девчонки и мальчишки:
Никитки и Наташки,
Грызут гранит науки,
Зовут который «шашки».

Не легкая задача,
Не куклы – неваляшки!
Познать хотят игрушку
С названьем «чудо – шашки»!

И вскоре от победы
Забегают мурашки,
В восторге скажут детки:
« Ох уж эти шашки!»

В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в учреждении дошкольного образования досуга и кружковой работы.

Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду, можно отдать предпочтение настольной игре в шашки, которая считается одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей. Какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра?

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям, предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начинать обучение детей игре в шашки  рекомендуется в старшей группе (с 5 лет). Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20 – 25 минут) и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

1) Начинать бой можешь смело –
Первый ход всегда за белой!
2) Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по черным клеткам!
3) Наверно, шашкам не везет,
Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
4) Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьем вперед – назад!
5) Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя ее перепрыгнет!
6) Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
7) Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход ее по всей диагонали!
8) Цель игры – побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!

Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого  рекомендуется не затягивать занятия

(продолжительность не должна превышать 25 минут), чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.

Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались несколько видов деятельности: теоретическая (знакомство с новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять самый верный и целесообразный. Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в учреждении дошкольного образования – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Версия сайта для слабовидящих