Государственное учреждение образования "Ясли-сад № 44 г. Борисова"
телефон: 80177732857; 80177732251
email: sad44@rooborisov.by
222518, г. Борисов, ул. Пушкина, д. 146

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГУЛКИ   В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД 

Прогулка - важный компонент в распорядке дня учреждения дошкольного образования.

Цель прогулки:

- укрепление здоровья;

- профилактика утомления;

-физическое и познавательное развитие детей;

- восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.

Задачи прогулки:

- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;

- способствовать повышению физического развития детей дошкольного возраста;

- оптимизировать двигательную активность детей;

- способствовать познавательному, эстетическому, социально-нравственному и личностному развитию детей.

 Перед проведением прогулки воспитатель дошкольного образования обязан визуально проверить игровую площадку на предмет ее безопасного состояния и исправности оборудования, наличия предметов и веществ, подозрительных и опасных для жизни и здоровья детей. На групповых участках и физкультурных площадках не должно быть опасных для воспитанников предметов (оголенных электропроводов, битого стекла и т.п.), неисправного надворного оборудования, сухостойных, сломанных деревьев (веток), кустарников. При обнаружении нарушений режима безопасности педагогический работник обязан немедленно принять меры по их устранению, поставить в известность заведующего учреждением дошкольного образования. Организовывать прогулку до устранения выявленных нарушений запрещается.

         В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения

погодных условий (дождь, сильный ветер и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

         В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

         При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

         Запрещается:

оставлять детей одних;

использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

         Перед уходом с прогулки воспитатель должен организовать с воспитанниками сбор игрового оборудования, привести в порядок песочницы и песочные дворики  (песок в песочнице горкой, закрыть песочницы крышками).

Подготовка к прогулке.

         Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур.          Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:          воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;          

помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

         воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

         детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить

на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

         Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.

 Виды прогулок:

- на участке учреждения дошкольного образования;

- пешеходные прогулки за пределы участка (дети старшего дошкольного возраста на расстояние до двух километров).

Требования к содержанию прогулки на участке учреждения дошкольного образования:

- наблюдение; 

- двигательная активность: подвижные и спортивные игры, физические упражнения;

- трудовая деятельность;

- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

-самостоятельная деятельность детей.

Последовательность структурных компонентов прогулки: (может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия)

• если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения; 

• если до прогулки было занятие по физической культуре или музыкальной деятельности, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры;

• каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей;

• содержание прогулок определяется учебной программой дошкольного образования с учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

 Структурные компоненты выступают не как отдельные педагогические мероприятия, а как логически обоснованные части основного, что запланировано воспитателем в конкретной возрастной группе на прогулке, и позволяют сделать ее более эффективной и интересной. Последовательность структурных компонентов может варьироваться в зависимости от вида предыдущей образовательной деятельности . Например, если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры.  Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 мин и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета.  Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка. Это могут быть дидактические игры, творческие, подвижные, малоподвижные, спортивные игры.

Словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.) не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний и представлений. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Одним из примеров творческих игр на прогулке могут быть строительные игры с природным материалом: песком, глиной, мелкими камушками, шишками и т.д. в них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. Для эффективности проведения таких игр необходимо иметь наборы формочек для игр с песком, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, печатки, карандаши для создания «картин» на песке и т.д. Чтобы активизировать двигательную активность дошкольников, на участок выносят крупногабаритные игрушки, машины, разнообразные пособия: обручи, мячи, скакалки, принадлежности для игры в бадминтон и т.д. Все это способствует совершенствованию физического развития детей, улучшает тренированность организма, повышает его защитные реакции и сопротивляемость вредным факторам. 

Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка или в лесу. В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию. Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда связана с любым из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации. Понятно, что ведущей игровой деятельности, посредством которой ребенок познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками. Двигательная деятельность на прогулке объединяется с игровой, но при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации. 

ВИДЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГУЛОК: 

• прогулки-походы; 

• развлекательные прогулки с персонажем; 

• прогулки-события; 

• спортивные прогулки;

 • прогулки — трудовые акции. 

Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год. При частом проведении эти прогулки потеряют свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес. 

Примерная структура прогулки-похода: 

1. Организационный момент: сбор, перекличка и проведение инструктажа. 

2. Движение группы до привала: могут быть короткие остановки, как для отдыха, так и для наблюдения за интересными объектами. 

3. Привал – конечный пункт прогулки-похода. Место должно быть удобно для отдыха, где есть возможность, например, организовать пикник, поставить палатку, развести костёр, организовать игры и т.д. 

4. Сбор детей и уборка территории после привала. 

5. Движение группы до детского сада: могут быть короткие остановки для отдыха и наблюдений.

 Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной

активности. Формы их организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.

Прогулки-события способствуют познавательному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности.

Посвящаются определенной теме (День Космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). 

Примерная структура прогулки-события: 

1. Организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии. 

2. Знакомство с темой прогулки – ввод в событие. 

3. Подвижные и дидактические игры, детское экспериментирование и др. 

4. Самостоятельная творческая деятельность детей. 

Прогулка-событие помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы. 

В прогулках- трудовых акциях преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе - это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории. На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех. 

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и познавательное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.

 Примерная структура спортивной прогулки: 

1. Организационный момент или вводная беседа. 

2. Подвижные, спортивные игры. 

3. Спортивные упражнения. 

4. Самостоятельная деятельность детей. 

5. Индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников. 

6. Подведение итогов прогулки, выполнение творческого задания. 

При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни. 

 

 Список использованных источников:

1. Белая, К.Ю., Каралашвили ,Е.А., Павлова, Л.И. и др. Тематические прогулки в детском саду. М.: УЦ «Перспектива», 2014.

Версия сайта для слабовидящих